РУС 
 
 ENG 
 
поиск по сайту:
 версия для печати
КОНТАКТЫ
420059, Россия, Татарстан, 
г.Казань, Оренбургский тракт, 8
тел./факс: +7 (843) 570-51-06
факс: + 7 (843) 570-51-06
горячая линия: +7 (843) 570-51-11
e-mail: 5705106@expokazan.ru, 
expokazan@mail.ru
www.person-vl.ru
НОВОСТИ
Мебельный рынок Татарстана (02.09.09)

Годовой объем производства мебели составляет 11,4% от общего годового объема производства лесопромышленной продукции. Среди 50 наиболее развитых стран мира Россия занимает 38-е место по годовому объему мебели, по потреблению мебели 22-е место в мире. Этот показатель в десятки раз ниже, чем в странах Евросоюза. По данным Росстата, объём производства мебели в текущих ценах без НДС составил 75 142,6 млн. рублей, или 120,6% к уровню 2006 года, в том числе в Приволжском федеральном округе - 17 459,7 млн. руб., или 130,4% к уровню 2006 года.

Игроки   
Это в прежние века мебель была роскошью, а не элементом комфорта. Ею обладали только состоятельные семьи и передавали по наследству из поколения в поколение. Сегодня в Татарстане вопрос, где купить мебель, не возникает. Только в Казани имеется более 100 предприятий, торгующих мебелью. На сегодняшний день основными поставщиками мебели в Республику Татарстан являются предприятия Московской области, Удмуртии, Марий Эл, Ульяновской области. Много мебели поступает из зарубежных стран, таких как Польша, Румыния, Италия, Испания, Югославия, Белоруссия и др. В мебельном бизнесе в основном работают представители малого и среднего бизнеса.

По данным Министерства промышленности и торговли РТ
Численность работающих в отрасли составляет свыше 2000 человек. Основной объем мебели в Татарстане (80%) производится крупными и средними предприятиями республики. Из общего объема выпускаемой мебели: 95% - мебель бытовая, доля специальной мебели, включая офисную - 5%.

Основные игроки на мебельном рынке – ЗАОР НП "Поволжский фанерно-мебельный комбинат", изготовляющее мебель по евростандартам и отправляющее 95% на экспорт. На внутреннем рынке  - ОАО "Ломжа", ОАО "Чистопольская мебельная фабрика", ОАО "Карадуган". Наибольший объем производства и продаж в данном сегменте у ЗАОР НП "ПФМК" (951,2 млн. рублей).

По мнению начальника отраслевого отдела управления промышленности  Министерства промышленности и торговли РТ Татьяны Федоровой, конъюнктуру рынка мебели определяют такие основные факторы, как объем производства, ввоз-вывоз мебели, строительство жилья в регионе, а также платежеспособность населения.   "Методологической базой проведения оценки развития рынка является коэффициент эластичности расходов населения на мебель в зависимости от роста доходов. Статические замеры по различным социально-экономическим обследованиям за последние три года показывают, что коэффициент эластичности расходов населения на мебель составляет по России 1,3.

Это означает, что при росте доходов населения на 1%, расходы населения на покупку мебели увеличиваются на 1,3%. При росте доходов населения РТ на 108,6%, к 2010 году расходы населения на покупку мебели должны вырасти на 141,8%. Если исходить из среднегодовых темпов прироста мебельной продукции в республике за последние четыре года в 12%, объем производства мебели должен возрасти к 2010 году на 136%, что не покроет потребности татарстанцев. Это значит, будет завозиться продукция извне, что может привести к падению объемов продукции местных товаропроизводителей на внутреннем рынке. Нишу рынка будут занимать более агрессивные игроки, имеющие возможность выпускать качественную конкурентоспособную и доступную широкому слою населения продукцию", - считает эксперт TatCenter.ru.  

Угроза извне  
Широкомасштабное наступление зарубежных производителей на российский мебельный рынок – это состоявшийся факт, отмечают российские аналитики. По данным Росстата, только в  2007 году импорт вырос на 54,4%, в том числе из стран дальнего зарубежья — на 60%, и составил почти $1,8 млрд.

Татарстанские аналитики также вполне серьезно говорят об угрозе республиканскому мебельному рынку. Зарубежные производители в недалекой перспективе могут расширить свое представительство путем создания собственных брендовых сетей, при этом проблем с розничными сетями в Татарстане у иностранцев в ближайшее время, вероятно, не возникнет – слишком востребована на сегодняшний день мебель из-за рубежа. "В последние два года рост доли импортной мебели на рынке Татарстана заметно вырос. При этом можно отметить, что татарстанский мебельный рынок в целом, сместился в более дорогой сегмент, - считает независимый консультант–аналитик Камиль Алеев. - Я связываю это с ростом доходов населения республики и доступностью кредитной политики банков.

Если посмотреть структуру продаж, то можно увидеть, что более половины ввозимой в республику мебели (свыше 60%) поступает из Москвы и Московской области. Потребителям в большой степени предлагается именно мебель иностранных производителей, преимущественно из Италии, Испании и Китая. Розничные сети республики акцентируют свое внимание на мебели для дома. При этом хочется отметить небогатый ассортимент детской мебели. Офисная мебель также достаточно слабо представлена в мебельных торговых центрах, ее можно встретить в основном в специализированной розничной сети.

Что касается татарстанских производителей мебельной продукции, то они, на мой взгляд, проигрывают по ряду позиций, в том числе по отсутствию современных технологий и материалов, что, в конечном счете, влияет на результат и качество товара. Сегодня эксперты практически сошлись во мнении, что в ближайшие годы успех отрасли будут определять такие ключевые факторы, как дизайн, индивидуальные решения и сильный бренд. 

Думаю, это проблема будет сильно заметна после вступления России в ВТО, государство, уже сейчас должно озаботиться вопросами поддержки отечественных производителей, в том числе, касательно налоговых и иных преференций".

С такой позицией соглашается и представитель одного из сетевых ритейлеров Татарстана, руководитель отдела маркетинга продвижения и продаж сети мебельных магазинов "Ваш быт" Андрей Сорокин. При выборе поставщиков продукции розничные сети ориентируются на мебельные фабрики, способные предоставить оптимальный по цене и качеству продукт в каждой ценовой категории. Не все отечественные производители на сегодняшний день соответствуют предъявляемым критериям, отмечает эксперт TatCenter.ru Андрей Сорокин.

"На сегодняшний день, мало что нового производится отечественными производителями, кстати, в этом они сами и виноваты! В целях экономии на разработке новых дизайнов, материалов, а также исключения риска – будет продаваться или нет, производитель везет с международных выставок какую-либо новинку, рассчитывает, как её можно удешевить, а затем запускает в производство, после чего в сравнении с ценой "заморского" аналога, естественно, идут хорошие продажи. Но вот здесь-то и начинается самое интересное: другие производители, которые не могут посетить выставки, или просто решившие сэкономить, бросают все силы на расчет удешевления образца уже отечественного производства – "ведь вон как хорошо продается то, давайте-ка, сделаем дешевле, и все будут покупать у нас".

Порой, это доходит просто до абсурда. Но самое главное, что при этом достаточно сильно страдает не только внешний вид, но и качество произведенного продукта. Оно заметно, как правило, специалистам, а не обычным покупателям, на что и делается ставка - это более рыхлое ДСП, менее качественное его покрытие, дешевая фурнитура, кромки и т.п., хотя всё и вправду соответствует ГОСТам, но зато у других-то она вон сколько стоит! Такой подход и вправду наиболее лёгкий, но, по-моему, не самый верный, тяжело же держать круговую оборону, конкурируя друг с другом! А представляете, что творится с покупателем, когда он видит вроде бы одно и тоже, но по разным ценам?!" - негодует эксперт.

Вместе с тем, представитель татарстанского Минпромторга считает, что российские производители мебели не уступают зарубежным в среднеценовом сегменте. Этот сектор сегодня наиболее востребован, так как повышение платежеспособного спроса населения, количество новостроек жилого и офисного назначения способствуют увеличению оборотов это сегмента рынка. "Менее дорогой сектор мебели сегодня очень востребован на рынке. В этом секторе все чаще выступают российские производители. Причем мебель российского производства любимого народом "итальянского стиля" отличается достаточно высоким качеством. Что касается стоимости, то из-за роста цен на комплектующие импортного производства, отечественная мебель теряет свое основное преимущество. Однако, ситуацию нельзя назвать удручающей — вопрос качества все чаще выходит на первый план, особенно в среднеценовом секторе. А качество российской мебели потребители отмечают как достаточно высокое", - замечает эксперт.  

Куда дальше?
Мебельный рынок Татарстана эксперты TatCenter.ru считают достаточно  перспективным. Несмотря на то что рынок сформирован, есть куда двигаться. Главный локомотив развития рынка – бум на рынке жилищного строительства. Национальный проект "Доступное и комфортное жилье — гражданам России", предусматривающий увеличение к 2010 г. жилищного строительства до 80 млн. кв. м, потребует резкого наращивания производственных мощностей, работающих на различные секторы промышленности.

И здесь, по мнению представителя Министерства промышленности и торговли РТ, возможно построение многоуровневого контрактного рынка, объединяющего мебельщиков с инвесторами, строителями, дизайнерами. Результат такого взаимодействия - создание единой системы полного цикла, установление крепких взаимовыгодных партнёрских отношений, выработка новых схем развития мебельного производства и сбыта. Такая консолидация усилий всех участников мебельного рынка, по словам  Татьяны Федоровой, позволит найти ниши во внедрении новых форм производства и продвижения мебели на рынок, совершенствования технологии продаж.

"Свободных ниш на рынке "мебели для дома" довольно много. Например, мебель для молодой семьи — то, чем сильна IKEA. В отличие от офисной мебели продавцы мебели "домашней" сегодня не предлагают комплексных решений, клиенты часто собирают мебель и предметы интерьера "поштучно". Ставка делается на представленность продукции компаний-производителей, а не на потребности покупателей. Большинство наших крупных мебельных магазинов страдает от отсутствия концепции. В лучшем случае для разных производителей выделены отдельные небольшие зоны, но разделить мебель по категориям, стилям никто не удосуживается, чтобы сделать интересные продуманные экспозиции, представить "лицо" марки", - считает Татьяна Федорова. 

Она также отмечает, что с введением лесного кодекса в РФ, ужесточением мер по вывозу круглого леса из России, в ближайшие годы следует ожидать ускорения процесса переноса в Россию производства мебели из зарубежных стран, особенно из европейских. А это - возможность развить мебельный бизнес в Татарстане на более высоком уровне. "Это большое поле деятельности для вновь созданного Комитета по развитию предпринимательства. Наращивание производства мебели потребует развития отрасли по производству комплектующих изделий, фурнитуры, конструкционных материалов, а это снова развитие малого бизнеса. В связи с этим необходимо устранять факторы, сдерживающие приток инвестиций в малые и средние предприятия, а также нужна государственная поддержка программам по приобретению малым бизнесом технологического оборудования по лизингу, доступным кредитным ресурсам на длительный цикл", - отмечает эксперт.

По материалам сайта TatCenter.ru
 

 

 

 
Rambler's Top100