РУС 
 
 ENG 
 
поиск по сайту:
 версия для печати
КОНТАКТЫ
420059, Россия, Татарстан, 
г.Казань, Оренбургский тракт, 8
тел./факс: +7 (843) 570-51-06
факс: + 7 (843) 570-51-06
горячая линия: +7 (843) 570-51-11
e-mail: 5705106@expokazan.ru, 
expokazan@mail.ru
www.person-vl.ru
НОВОСТИ
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕБЕЛЬНОГО РЫНКА (19.08.09)

В конференц-зале отеля «Коринтия Невский Палас» состоялась отраслевая конференция «Российский мебельный рынок. Тенденции развития». Конференция проходила в рамках V Международного Лесопромышленного Форума и явилась, по сути, логическим продолжением пленарного заседания Форума. Логическим потому, что мебельная промышленность, являясь наиважнейшей отраслью лесопромышленного комплекса (на сегодняшний момент удельный вес мебельной промышленности в продукции ЛПК составляет около 11%, имея при этом все основания занимать гораздо большее место в ЛПК), была посвящена проблемам и задачам, которые стоят перед этой отраслью, и решение которых имеет колоссальное практическое значение не только для мебельщиков, но и для прочих представителей российской лесной промышленности.

Светлана Геннадьевна Кржижановская – Зам. Руководителя департамента промышленно-инвестиционной политики в ЛПК – начала своё выступление «О состоянии мебельной промышленности по итогам работы за 8 месяцев 2003 года» со статистики: «По данным Госкомстата, за январь-август 2003 года производство мебели в России в фактических ценах составило 18,5 млрд. рублей. Это – 112% соответствующего периода прошлого года… Северо-Западный регион произвёл 12% общего объёма выпущенной мебели, следовательно, наблюдается динамика снижения его удельного веса в российском мебельном производстве (для примера, на долю Центрального региона пришлось около 50%  производства). По номенклатуре изделий картина выглядит следующим образом: столы – 91,8%; стулья – 88,6%; кресла – 94,7%; шкафы – 96%; диваны, кушетки, тахты – 87,4%; диваны-кровати – 86,5%; кровати – 99,9%; матрасы – 99,1%, относительно соответствующего периода прошлого года. Всего, за восемь месяцев 2003 года индекс физического объёма производства мебели (с учётом оказания услуг промышленного характера) составил 99,5 соответствующего периода прошлого года».

Продолжая тему, Светлана Геннадьевна представила участникам конференции также данные Государственного Таможенного Комитета: «Объём импортной мебели за 1ое полугодие текущего года из стран дальнего зарубежья составил 162,1 млн. $, что на 25% больше, чем в прошлом году. Удельный вес импорта мебели (с учётом импорта из Белоруссии) в объёме продаж на рынке составил 47,1%.

Лесная промышленность в России развивается сегодня в полном соответствии с динамикой развития мебельного производства, потому что 95% производимых плит используется в мебельной отрасли. Производство ДСП за январь-август 2003 года составило 2 млн. условных кубометров или 117,4% соответствующего периода прошлого года. Экспорт ДСП (за 8 месяцев) равен 92 тыс. кубометров (107%), из них в страны СНГ – 91,5% (с ростом 111%), т.е. практически все плиты на экспорт поставляются в СНГ. Импорт плит в Россию составил 429 тыс. кубометров (рост на 60%).

Ольга Валентиновна Гурлева, ген. директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, начала своё выступление с небольшого обзора: «В рейтинге, определяемом среди 50-ти наиболее развитых стран мира, Россия по уровню экспорта занимает 38-ое место, по уровню импорта — 17-ое; реальный рост потребления — 5—7% в год. Основные партнёры: по импорту — Италия, Германия, Испания, Польша; по экспорту — Германия, Казахстан, Франция, Швеция, Финляндия. В этом году впервые ожидается, что объём производства мебели превысит сумму в $1 млрд., ожидаемый объём российского экспорта в 2003 г. — около $120 млн. Внешнеторговый баланс экспорт/импорт — 1:5. Объём рынка мебели в 2003 г. — $2,5 млрд. (50% составляет импортная продукция). Цифры не очень хорошие.

Почему же так происходит, что мебельный рынок в России на 50% заполнен импортной продукцией? Если честно, в большинстве своём российская мебель по конкурентоспособности уступает зарубежным аналогам. Категорию «конкурентоспособность» можно разделить на две составляющие: качественную и стоимостную. Для улучшения качественной составляющей необходимо: 1 — проведение комплексных маркетинговых исследований потребительского рынка; 2 — построение и развитие товаропроводящих сетей; 3 — создание продвижных брендов. Для поднятия стоимостной составляющей нужно налаживать производительность труда. Достаточно серьёзный аспект — стоимость комплектующих и оборудования. Главное — это снижение пошлин на фурнитуру и комплектующие.

Если же говорить о ДСП, ситуация такая: на 60% наши плиты по качеству и экологичности не соответствуют мировым стандартам. Хотя отечественные мебельщики на 85% потребляют российскую ДСП, но 90% МДФ закупается за рубежом. Тем не менее, сейчас не время говорить о снижении ввозных пошлин на плиту — это ничего не даст. Более приятна ситуация, когда к нам приходят зарубежные инвесторы, которые строят свои производства в России. Поэтому мы уверены, то до 2005 г. исчезнет весь дефицит плит...»

Во второй части конференции первым свой взгляд на будущее российской мебельной промышленности высказал президент Ассоциации мебельщиков России Евгений Константинович Чернецкий. Он говорил о целесообразности ориентирования российского экспортного рынка мебели на Восток и страны СНГ. Озвучив общие опасения по поводу прогнозируемого наполнения российского рынка мебелью из Китая, он, тем не менее, обоснованно доказывал, что контакты со странами Востока, прежде всего, экспортные, более чем имеют смысл: «Есть договорённость с Китаем о строительстве перерабатывающих производств на территории России. Это тем отраднее, что российские мебельщики будут иметь определённую долю от переработанных высокотехнологичных изделий… Также приняты предложения со стороны инвесторов из Малайзии о строительстве в России деревообрабатывающей фабрики — стопроцентно на инвестиции малазийцев — и даже мебельной фабрики, но уже напополам с инвесторами в России. Обсуждается вопрос о строительстве мебельной фабрики Бельгийской компании мягкой мебели. Предлагаются контакты даже со стороны Ирана, и я считаю, что они не останутся без внимания». О современном российском мебельном рынке Евгений Константинович высказался в таком ключе: Россия, как лесная держава, должна развивать сектор дорогой корпусной мебели».

Выступление Леннарта Дальгрена, ген. директора IKEA в России, было, пожалуй, самым эмоциональным и вызвало некоторый резонанс. Г-н Дальгрен заявил, что выступит по причине собственной обеспокоенности за «обычную русскую семью» (фото семьи при этом проецировалось на экране): «Когда они (обычная русская семья) смогут, наконец, покупать желаемую мебель?» Пытаясь объяснить, почему он ратует за снижение таможенных пошлин и, не получив в этом вопросе поддержки, он всё же решил поделиться планами IKEA на российском рынке: «Сегодня IKEA продаёт в России 1,5% от того, что мы продаём во всём мире. И столько же — 1,5% — у нас поставщиков в России. В дальнейшем процент продаж в Россию возрастёт до 4%, а по закупкам основная задача — увеличить объём поставщиков с 1,5% до 10%. Если мы сможем идти рука об руку с российской промышленностью, тогда мы сможем обеспечить выход российской мебели на мировой рынок».

Спокойнее всех на это отреагировал Александр Николаевич Шестаков, президент Гильдии мебельщиков: «У IKEA правильная политика продавать, так пускай они продают, а мы у них поучимся. А воспринимать IKEA как конкурента на российском рынке и для российского производителя, возможно будет лишь в том случае, когда в России отечественный производитель будет поставлен в равные условия с зарубежным. Пусть не в лучшие, но хотя бы равные…»

Итак, тенденции обозначены. Остаётся ждать развития?!

По материалам сайта
mebelrus.ru

 
Rambler's Top100